Если вас заинтересовал виндсерфинг, сначала прочитайте страничку "Правда про виндсерфинг" и подумайте- надо ли оно вам.
Если все таки вы решились, тогда звоните: +375 29 2003930; +375 29 2236591 или пишите нам на почту (форма для связи справа в колонке)


Обучение виндсерфингу.
Выезд на виндсерф и кайт споты.
Походы и путешествия.
Горовосхождения
Фрирайд, скитур,
горнолыжные выезды.

Вы можете изменить свою жизнь!
Ведь жизнь начинается за пределами зоны Вашего комфорта.

WAVE-RIDING

WAVE-RIDING
ТЕОРИЯ И БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ.


Катание на волнах - вэйвсейлинг, или вэйврайдинг - исключительный аспект виндсерфинга. Водная поверхность под вами постоянно изменяется, и вам надлежит постоянно приспосабливаться к этим меняющимся условиям. Это получится у вас гораздо лучше, если вы будете иметь хотя бы базовое представление о вэйврайдинге, о взаимодействии ветра и волн. В противном случае, вы скорее всего уйдете с воды с поломанной матчастью и униженным достоинством.


 Направление ветра.
Ветер может дуть в трех основных направлениях: on-shore, side-shore и off-shore. За этими, не побоюсь громкого слова, культовыми английскими словами, стоит то, что известно любому спортсмену-паруснику: on-shore - прижимной ветер, side-shore - боковой ветер, off-shore - отжимной ветер. Для сверх-одаренных объясняю: если стоять на берегу лицом к воде, то ветер on-shore будет дуть прямо в это самое лицо. Соответственно, side-shore будет дуть в ухо (левое или правое), а off-shore - в затылок. Направление ветра будет определять тип вашего катания. Если направление ветра перпендикулярно волне, это называется cross-shore.


 Волны.
С волнами все намного интереснее. Поиск идеальной волны - это то, чему посвятили свою жизнь многие серьезные серферы. Как ни странно, большинство из них верит, что где-то, на расстоянии в пол-мира от них, или, может быть, в пяти минутах езды, есть волна, которая лучше той, что прямо перед ними. Однако, все они соглашаются с тем, что существует ряд особенностей, делающих хорошую волну хорошей.
Если стоять лицом к воде, то волна, разбивающаяся и движущаяся слева направо (по отношению к вам) называется левой. Это потому, что если быть в это время в воде, и смотреть на берег, то волна действительно разбивается влево. Понятно, что правая волна разбивается в противоположную сторону.
Серферы любят волну, которая peels, "снимает кожуру", то есть закручивается и разбивается на определенном участке, последовательно с одной стороны в другую. Такая волна позволяет серферу двигаться по ее переднему склону, прямо перед "белой водой" (whitewater), то есть зоной, где волна уже разбилась. Волна может также закрутиться и разбиться по всей ее длине, тогда это называется close out. Хорошая волна имеет достаточно крутой передний склон ("плечо", shoulder), чтобы вы могли набрать хорошую скорость, и в то же время она недостаточно крута, чтобы разбиться по всей длине. Волна может закручиваться возле самого гребня, тогда она не обладает особенно большой силой, а может закручиваться, начиная от основания, и в этом случае мощь ее огромна. К форме волны также применимы такие термины, как hollow, полая, образующая "трубу", дающая серферу море энергии, разбивающаяся чисто и красиво, и mushy, пологая, кататься на которой не особенно интересно. Полая, крутая волна движется быстрее, нежели пологая. Если скорость волны превышает скорость серфера, происходит неприятность, которая может стоить вам оборудования, или даже здоровья - wipe out.


Катание.
Катание на волне можно сравнить с бегом вниз по едущему вверх эскалатору метро. Вы скользите вниз по волне, а она постоянно тянет вас вверх, и в этом балансе - вся теория серфинга. Естественно, что удачно скользить по волне вы можете лишь в том направлении, в котором она разбивается.
Направление ветра определяет, как вы будете "объезжать" волну. Если дует on-shore, вы будете двигаться спиной к волне. Это называется back-side. В условиях ветра off-shore вы будете двигаться лицом к волне, или front-side.
Когда дует прижимной ветер, волна обычно неровная, поскольку  ветер способствует развитию собственного чопа. Когда ветер отжимной - волны намного более пологие и ровные, поскольку расстояния не хватает, чтобы ветер исказил форму волны. В принципе, условия side-off, то есть ветер, одновременно и отжимной, и боковой, являются почти наилучшими условиями для вэйврайдинга. Лучше этого бывает только cross-shore.


ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ВОЛНУ!
ВЭЙВСЕЙЛИНГ ДЛЯ ЧАЙНИКОВ
Jason Voss


Итак, ты достаточно отточил свое мастерство на плоской воде, и вот, наконец, свершилось! Вот классное вэйвовое место, которое зовет тебя... Лучшим началом для тебя будет занятие с инструктором, но некоторые вещи нужно знать заранее. Подумай об этом до того как выходить на воду.


Изучи прибой. Постарайся получить представление о том, как разбиваются волны, об их движении, их цикличности, а также о подводных течениях у берега. Понаблюдай за местными, и уясни, почему они делают что-либо именно так, а не иначе.


Будь готов. Не забывай о технике самоспасения. Оттачивай и совершенствуй старт из воды (понадобится!). Отрезок линя и моток скотча, привязанные вокруг удлинителя мачты, также могут пригодиться.


Правильно настрой оборудование. Доска с одной петлей для задней ноги, посередине доски, больше подходит для вэйва, чем доска с двумя задними петлями. Используй поясную трапецию, и чуть удлини шкотики, чтобы увеличить время реакции.


Не попадай между доской и парусом. На берегу, во время порыва, твоя матчасть может располовинить тебя, как огромные ножницы. Поэтому всегда стой с наветра от оборудования. На воде такое же может случиться, когда накатывает неожиданная волна. Поэтому, если ты не на доске - плавай между прибоем и твоей матчастью.


Играй по правилам. По дороге "туда", то есть наружу, в море, у тебя есть право дороги, несмотря на правило "правого галса". Тем не менее, ты здесь впервые, и с твоей стороны было бы вежливо и разумно уступить дорогу более опытному. Когда ты "снаружи", действует прежнее правило - правый галс имеет право дороги.


Определись с собственностью. Технически, "хозяином" волны считается тот, кто находится ближе к месту, где волна начинает разрушаться. Но если ты оказался на одной волне с кем-то еще, то тебе, как новичку, наверное было бы лучше уступить ее более опытному.


Отточи waterstart. Если ты упал в зоне разрушения волны, спеши делать старт из воды немедленно, даже если тебе кажется, что у тебя еще достаточно времени до следующей волны. Как и на плоской воде, всегда оставайся вместе со своей доской. Если хочешь просто искупаться - вытащи доску из воды.


Избегай участков "белой воды". Если ты упал, направляй мачту навстречу волне, чтобы предотвратить ее (мачты) поломку. Если тебе пришлось пережидать еще одну волну, расположись между доской и волной, ухватись за топ мачты, и плыви навстречу набегающей волне. Если прибой велик, погружай топ мачты под поверхность воды как можно глубже. Теперь задержи дыхание, и готовься кувыркаться. Другой вариант - если ты видишь, что катастрофа неизбежна, плыви прямо навстречу волне. Покрепче держись за гик, и направляй нос доски прямо сквозь волну. С известной долей удачи, ты прорвешься.


 Готовься к пампингу. Чтобы идти сквозь волну, тебе придется пампинговать. Пампинг обычно необходим, когда ты спускаешься по "спине" волны, где меньше ветра. Перед тем, как встретить волну, слегка приведись и перенеси вес тела на заднюю ногу, чтобы приподнять нос доски. Когда ты пересечешь гребень волны, перемещай вес вперед, чтобы опустить нос доски и скатиться по тыльной части волны.


 Правильно приземляйся. Пока ты еще не набрал опыт, всегда приземляйся (вернее приводняйся) сначала кормой. Приземляясь плоско, ты рискуешь пробить ногами палубу доски. Находясь в воздухе, старайся располагать тело позади задней ноги, а на пути вниз сделай pump парусом для более мягкой посадки.




ВЭЙВСЕЙЛИНГ 911
Olivier Matte


Виндсерфинг - это удовольствие. По большей части это действительно так. Но что вы скажете, если вам доведется упасть в зоне разбивания волны, с поломанным вооружением и настоятельной необходимостью плыть сквозь прибой и волочить за собой доску? А как насчет ситуации, когда вы находите замечательную волну, а вместе с ней - истерического субъекта, бешено орущего вам, чтобы вы ушли с его волны, потому что он местный, а вы - нет? Уже не так весело?
С ростом среднего уровня мастерства серфовой тусовки мы видим, как все большее количество людей катается на волнах. Вэйвсейлинг - это потрясающе! Тем не менее, это приводит к тому, что вэйвовые места переполнены народом. Работать с хорошей волной, и в то же время следить, чтобы не наехать на серферов, стартующих или плывущих сквозь прибой - задача не из легких. Быть цивилизованным в таких местах очень важно, чтобы предотвратить нежелательные и весьма неприятные ситуации. В словаре Вебстера мы можем прочесть: "Цивилизованный - передовой в плане социальной организации, культурный, учтивый, вежливый, утонченный".


Социальная организация вряд ли возможна без правил. Я предлагаю вам несколько таких правил. Некоторые из них были взяты из классического серфинга и адаптированы для виндсерфинга. Каждый, кто хочет кататься на волнах, должен иметь о них элементарное представление. Половина из них касается ваших отношений с другими спортсменами, другая половина - вопросов безопасности.


Двигаться в море сквозь прибой намного сложнее, чем катиться вдоль волны. Поэтому спортсмены, находящиеся в зоне прибоя и двигающиеся в направлении моря имеют право дороги. Закон "правого галса" здесь не действует - он вступает в силу тогда, когда спортсмен выбирается за линию прибоя.


Спортсмен, который первым "сел" на волну, имеет на нее права. Пересекая волну перед его носом, вы рискуете быть побитым.


Если два спортсмена одновременно заняли волну с одним гребнем, то право волны имеет тот, кто находится ближе к критической точке, т.е. к "губе".


Не спрашивайте меня почему, но иногда местные считают, что они имеют неоспоримое право на волну, только потому что они - местные. Ваше единственное оружие - широкая улыбка и позитивный настрой.


Заходя в прибой и готовясь к старту, не позволяйте каким-либо частям вашего оборудования волочиться по воде. У берега бывают сильные течения, и иногда достаточно только шкотовому углу паруса "поймать" воду, чтобы вы упали и облажались перед всем  народом. Но это еще ладно... Вы реально можете повредить оборудование или самого себя. Даже самая маленькая волна отнимает много сил.


Если у вас не хватает времени стартовать после падения до того, как накатит следующая волна, направьте топ мачты в сторону приближающейся волны и притопите парус. Это уменьшит шансы, что мачта упрется в дно и сломается.


Не допускайте случаев, когда парус лежит на носу доски. Иначе вы можете столкнуться с тем, что я называю "эффект консервовскрывателя", когда острый нос доски пропарывает пленку паруса.


Всегда помните, что лишь доли секунды решают, на волне вы или под ней, двигаетесь ли вы на доске в сторону моря или вас тащит кубарем вместе с доской в сторону берега.


Если вас накрыло волной, сохраняйте спокойствие и не делайте лишних движений, пока вы находитесь в этой "стиральной машине". Берегите кислород и силы, чтобы выплыть на поверхность, когда молотилка закончится. Считайте в уме секунды - это помогает не запаниковать, и вы убедитесь, что "молотилка" на самом деле длится короче, чем может казаться. Даже волна высотой с мачту не сможет продержать вас под водой более 10-15 секунд.


 Главное правило: оставайтесь на берегу, если условия слишком сложны для вашего уровня. Катайтесь аккуратно и следите за тем, что делают другие спортсмены. Увидимся на воде!


С "БОЛОТ" НА ХУ'КИПА.
Питер Харт
АЗБУКА НАЧИНАЮЩЕГО ВЭЙВ-СЕЙЛОРА.


Навряд ли есть кто-либо, кто не знает Ху'кипа - местечко на северном побережье Мауи, открытое виндсерферами в восьмидесятых годах, и с тех пор ставшее "залом славы" виндсерфинга. Место, где можно выполнять самые невероятные трюки и подвергнуть твои навыки самой бескомпромиссной проверке... Место, где любые пробелы и огрехи в твоей технике катания будут сразу замечены и оценены внимательной и весьма критичной аудиторией... Место, в котором если уж тебе доведется упасть, то упадешь ты конкретно...
Ху'кипа - может быть и не самое экстремальное место на планете, но оно близко к тому. Волны не просто довольно большие, но, возникая из глубокого открытого океана, они идут быстро и обладают просто невероятной энергией. Ветер - очень порывистый. Волны тяжко разбиваются о коралловый риф. Берег - узкая полоска песка у скалистого побережья...



Выходя здесь на воду впервые, ты дрожишь от мистической и грозной репутации этого места. Два десятилетия бесконечных видеофильмов и журнальных фото намертво впечатали Ху'кипа в наше сознание. Легенды Ху'кипа не сходят с уст. Да, это именно здесь Ричи Майерс был "съеден" волной в три раза выше мачты во время турнира Aloha Classic 88. А вот на тех скалах слева неоднократно оставляли свои доски, паруса, мачты, свою кожу и свое самолюбие буквально все легендарные виндсерферы. Думаешь, у тебя есть хоть какие-то шансы?.. Хотя... Каждые год все больше и больше не профессиональных спортсменов, "катальщиков выходного дня", приезжают на Ху'кипа. Они могут взять паузу, когда волны становятся выше мачты, но в остальное время они находятся на воде, падают, бьются, но в основном умудряются кататься...


Вэйв-сейлинг, благодаря улучшающейся матчасти и общей демистификации, заманивает в свои сети все больше спортсменов. Получится ли у тебя? Частично - это зависит от генетики:)) Некоторые люди не могут и не смогут почувствовать себя комфортно в таких условиях. Для остальных же - это просто вопрос желания, подкрепленного упорством и целеустремленностью.


Давайте же совершим воображаемую поездку с "болот" нашей средней полосы на открытое всем волнам побережье гавайского острова, пройдя путь от классического фрирайдера к вэйв-сейлору.


 ШАГ ЗА ШАГОМ.


Никто не восходит на Эверест за один прием. Пройдет несколько недель, в течение которых, поднимаясь от лагеря к лагерю, ты приспособишься к окружающей среде и перестанешь задыхаться от нехватки кислорода. То же самое и с Хукипа. Попав туда сразу с "болот", ты скорее всего будешь морально, физически и технически раздавлен. Двигаясь же шаг за шагом, ты вскоре удивишься как много ты сумел пройти... Прежде всего, ты должен понять, что вообще означает быть вэйв-сейлором.
Прогресс от фрирайдинга к вэйвсейлингу - это почти так же, как учиться водить машину. Сначала, на закрытой площадке и большом расстоянии от твердых предметов, ты учишься работе с педалями. Потом, научившись немного контролировать машину, ты выезжаешь на общественную дорогу и шарахаешься от всех подряд. Ты набираешься опыта, учишься на разных дорожных ситуациях, и в один прекрасный день... Ты понимаешь, что едешь с мобилкой в одной руке, чашкой кофе в другой, держа руль коленями, одновременно вставляя зубами кассету в магнитофон (Внимание! Это всего лишь образное сравнение! Так ездить нельзя!)



В виндсерфинге на ранних стадиях тоже все заключается в технике. Ты не сможешь двигаться дальше, если не поймешь принципы контроля тяги, руления и т.д. Но реальный мир волны требует иных, не таких очевидных навыков. Чем же отличается от нас профессиональный вэйв-сейлор?


Опыт и навыки.
Хорошие вэйв-сейлоры достаточно опытны. Большая практика и, возможно, особое чутье дают им чувствительность ног и рук, чтобы сбалансировать доску и рангоут в самых нестабильных условиях. Прыжок вверх с волны на 8 метров, движение в бурлящей воде, карвинг на переднем склоне волны - все это требует определенных физических навыков.



Техника.
Техника и опыт - разные вещи. Вэйв-сейлор обладает хорошей техникой. Можно быть опытным спортсменом, с хорошими навыками, но плохой техникой. Техника - это определенная последовательность действий для достижения наиболее эффективного результата. Для примера, это движение задней руки по гику вперед и назад во время скольжения по волне. Это также положение ног в петлях во время bottom turn; это то, как ты работаешь с парусом во время пампинга; это то, как быстро ты делаешь старт из воды после падения.



Физподготовка.
Интересно, сколько калорий отнимает простое зацепление и отцепление трапеции при силе ветра 6 баллов? Я видел на Хукипа невероятно крепкого молодого парня, который выполз на берег через 10 минут, и при этом дышал тяжелее, чем 70-летний старик-астматик, пешком поднявшийся на Эйфелеву башню. Не спорю, 50% его сил "сожрали" нервы. Но так или иначе, во время вэйвсейлинга могут случиться всякие вещи, которые потребуют от тебя намного большего уровня физподготовки:
- Ты катаешься на маленькой доске с маленьким парусом. Ты не можешь положиться на объем и большой плавник и ждать выхода на глиссирование. Ты должен пампинговать.
- Ты очень мало времени проводишь на трапеции. На пути "наружу" тебе приходится пампинговать, и ты отцепляешь трапецию. Двигаясь на волне, ты в любом случае не на трапеции.
- Во время прыжков, лупов и прочих движений ты сильно напрягаешь мышцы живота и спины.
- Ты должен уметь плавать, как дельфин. Вэйв-сейлинг - это своего рода мини-триатлон. Если ты упал с доски на задней стороне волны, тебе понадобится быстро проплыть метров 80-90, чтобы догнать свою матчасть. Этот заплыв - нечто среднее между дайвингом и боди-бордингом. Затем, когда твое сердце уже бьется со скоростью 180 ударов в минуту и вот-вот выпрыгнет из груди, ты должен поднять утонувший парус и сделать старт из воды, пока следующая волна не размазала тебя о камни. Работка не для слабаков...



Психология.
Вэйв-сейлор без страха, но с уважением относится к окружающим условиям. Ветер и волны возбуждают его, и он получает необходимый адреналин, но он не боится их. Страх вообще возникает от незнания, волнения перед неизведанным. Иногда, когда вэйв-сейлор поднимается на новый для себя уровень, например, впервые катается в "Челюстях" или впервые выполняет дабл-форвард, он боится. Но, приближаясь к новому шаг за шагом, неизвестное становится известным, и страх уходит.



Знания и наблюдательность.
"Наш" среднестатистический хороший вэйв-сейлор определенно умеет наблюдать и делать выводы. Особенно это касается новых мест, но даже в тех местах, где катаются много и часто, ты можешь увидеть спортсменов, наблюдающих за морем минутами или даже часами... Они составляют собственное представление об обстановке и условиях, и они точно знают, что именно следует высматривать там, в море. Они изучают, где волны достигают максимальной высоты, и могут даже прогуляться по берегу, чтобы было проще ориентироваться, будучи на воде. Они подмечают, как начинает разбиваться волна, в какую сторону она "снимает кожуру", где она разделяется на части. Безусловно, они отмечают направление ветра, что определяет стиль катания и предпочтительные технические элементы. Они смотрят, где можно выйти на воду более безопасно, и куда плыть "в случае чего". Исследования такого рода позволяют им сформулировать основную стратегию.



Тактика.
Результатом исследования условий является выработка тактики катания. К тактическим приемам можно отнести, например, выбор времени старта, выбор сета волн для катания, в конце концов выбор части конкретной волны. Хороший вэйв-сейлор мгновенно принимает хорошие тактические решения.



Оборудование.
Для "нашего" отличного вэйв-сейлора, его доска и его рангоут так же важны и так же индивидуальны, как для гонщика Формулы 1 - его водительское кресло, или как для музыканта - его скрипка. Он настраивает размер и положение петель путем проб и ошибок, так что он стоит в них, как в ботинках. По сравнению с фрирайдовым катанием, это абсолютно другая философия. Там ты настраиваешь доску для комфортного движения по прямой, здесь же ты настраиваешь ее для максимального контроля на волне и в воздухе. Вэйв-доска, настроенная для вэйв-катания, вовсе не обязательно должна быть комфортной на длинном прямом галсе. Фрирайдеру трудно с этим свыкнуться.
Хороший спортсмен катается на вэйв-доске быстро, несмотря на настройку. Ключевое слово здесь - вера. Экспериментирование с доской дает спортсмену веру в лодку и плавник, поэтому, когда он входит в поворот, он делает это со стопроцентной уверенностью, что кромка будет держать воду. Если ты хотя бы на секунду испугаешься, что доска "взбрыкнет" или провалится в спин-аут, то ты, фигурально выражаясь, "сбросишь газ" (прикол в том, что это и есть прямой путь к неудаче).
Кроме того, выбор оборудования для конкретных условий также очень сложен. Достаточного ли размера парус и доска, чтобы пройти через прибой? А будут ли они достаточными на волне? Направление ветра, высота волны, состояние самой поверхности волны влияют на выбор комплекта, так что это само по себе является искусством.



 ПУТЬ К ВЕРШИНЕ.
Спроси любого профи: "Как преуспеть в вэйвсейлинге?" И он ответит тебе что-то вроде: "Ты просто должен выйти на воду, и парочку раз как следует "убраться". Звучит жестко, но в этом есть доля правды. Каждая "уборка", каждая потеря матчасти учит тебя не попадать больше в аналогичную ситуацию. Чем больше у тебя опыта, как хорошего так и плохого, тем больше шансов, что в критической ситуации ты интуитивно примешь правильное решение.

Не стоит, однако, очертя голову бросаться в бой. Ты можешь впервые выйти на Ху'кипа, и оказаться в зоне прибоя без ветра, или быть смятым первой же большой волной, или быть выброшенным на камни... чему ты научишься тогда? Тому, что мачты легко ломаются? Или, что скалы очень твердые и острые? Ты наверняка знал это и раньше. Бездумно выйдя на воду в безумных погодных условиях, ты рискуешь оказаться на берегу без матчасти, истекающим кровью, и в конце концов решишь заняться чем-то более безопасным, например base-джампингом.


В виндсерфинге не бывает четких планов и четких рекомендаций. Тем не менее, если ты хочешь найти наименее болезненный путь к вершине, можешь использовать следующие семь "контрольных точек".


Шаг 1. Вне зоны комфорта.
Как аквариумная рыбка, которая не может вырасти больше самого аквариума, так и многие виндсерферы перестают прогрессировать потому, что... им это не нужно. Необходимость - мать изобретательности. Если спортсмен все время катается на плоской теплой воде глубиной по пояс, зачем ему тратить время на отработку движений, которые ему никогда не пригодятся? Нет нужды в старте из воды. Вместо сложного в изучении carving jibe многие предпочитают доезжать до берега, разворачивать доску и делать бич-старт. Это и есть привычные навыки, "зона комфорта".
Решив заниматься вэйвсейлингом, тебе придется выйти из этой зоны. Даже катаясь на той же матчасти, ты должен выполнять каждый маневр так, как если бы ты был на волне.
- Заход в воду. Если есть прибой - ты его потенциальная жертва с того момента, как стал на линию уреза воды. Тебе нужно научиться заносить матчасть в воду так, чтобы держать ее высоко над водой, что в свою очередь позволит тебе зайти в воду поглубже и стартовать с тыльной части волны.
- Старт с берега. Старт в прибое - это как бег на короткую дистанцию. Твои секунды отсчитываются с момента захода в воду, и чем быстрее ты пройдешь сквозь зону прибоя, тем больше твои шансы покататься на волнах. Это предполагает бич-старт с разбега, когда ты запрыгиваешь на движущуюся доску.
- Старт из воды. Если ты решил заняться вэйвсейлингом, то наверняка умеешь делать старт из воды. Но насколько ты хорош в нем? На Ху'кипа, где разница между успешным стартом после падения и долгой дорогой на скалы измеряется иногда долями секунды, хорошему вэйв-сейлор понадобится не более 5 секунд для ватер-старта, неважно, где находится парус и как глубоко он утонул. Ты должен научиться поднимать парус из воды, не используя при этом корму доски. Многие бывают шокированы открытием, что методики подъема паруса на плоской воде не работают в волнах...



 Шаг 2. Размеры матчасти.
Трудно определить "стандартные" размеры вэйвовой мачтасти, но в любом случае, никто обычно не использует доски более 100-105 литров и паруса более 6-6.2 кв.м. Ты должен научиться кататься на такой доске так же уверенно, как и на доске большего размера. Просто для выведения ее на глиссирования ты должен быть намного более умелым. Ты должен намного острее чувствовать ветер, быть намного более точным в перемещении веса, расположении ног на палубе.



 Шаг 3. Настройка и повороты.
Настрой доску для наилучшей маневренности. Подумай о наилучшей и самой стабильной позиции, в которой ты будешь контролировать лодку во время прыжков и поворотов, и установи петли, высоту гика, трапец-шкоты и положение плавника соответствующим образом.
Тебе придется научиться управлять лодкой как доской для классического серфинга, закренивая ее в поворот передней ногой и используя во время поворота всю кромку доски.



 Выход в океан.
Если ты всю жизнь катался на закрытых водоемах, навыки катания в открытом море потребуются тебе с самого первого дня. Океан, со своими большими волнами - это совершенно новое измерение, и возможно, тебе придется по-новому переоценить некоторые свои, казалось бы отточенные до совершенства, навыки. Здесь весь вопрос в опыте - чем больше миль океана останется за кормой, тем лучше ты научишься чувствовать и использовать его.



Шаг 5. Рядом с прибоем...
Как только ты сделаешь свои первые шаги в океане, тебе придется стать немного метеорологом и немного океанографом. Понимание того, как взаимодействуют в разных ситуациях приливы и отливы, течения, направление ветра, форма береговой линии, рельеф дна - это ключ к твоей безопасности и уровню получаемого удовольствия...
С этого момента ты начнешь обучаться спонтанно и интуитивно. Жесткого графика здесь быть не может, ты просто будешь работать с тем, что мать-природа преподнесла тебе в этот конкретный день. К примеру, если дует сильный прижимной ветер с небольшими волнами, ты будешь отрабатывать движение от берега через зону прибоя а также небольшие, полностью контролируемые прыжки. Если большие волны разбиваются на крутом скалистом берегу, ты не сможешь отрабатывать ничего, пока не освоишь методику поведения в прибое.
На этой стадии, тебе не стоит задумываться о том, какое впечатление на зрителей ты производишь. Сейчас это в большей степени катание рядом с волнами и между волнами, нежели реальный вэйвсейлинг. Это стадия, на которой ты смотришь, слушаешь и запоминаешь. Исследуя, где и как разбиваются волны, ты отрабатываешь повороты, заход на волну и сход с нее.



Шаг 6. Let's go wavesailing!
Будучи уверенным в своих способностях двигаться и маневрировать в прибое, теперь ты штурмуешь навыки, позволяющие тебе назвать себя настоящим вэйв-сейлором. Это не значит, что ты должен кататься в более сильный ветер и на больших волнах, как раз напротив, ты должен работать в комфортных условиях, хотя бы даже и на плоской воде. Твоя задача - добиться прогресса в навыках. Простые прыжки, которые в дальнейшем перерастут в прыжки на трапеции, "петли" и так далее, могут быть отработаны где угодно, при условии наличия ветра и подходящего чопа. Обучения технике собственно вэйврайдинга, движению в режиме серфинга, - это куда более длительный процесс, требующий времени, самоотдачи, и возможно, путешествий по миру.



Шаг 7. Ху'кипа!
Наконец ты готов бросить вызов Ху'кипа. Но тебе все же еще нужно очень многому научиться. Когда волны действительно очень большие и движутся быстро, а ветра не очень много, тебе нужно выйти на новый уровень мастерства. Что делать, когда порыв ветра уходит, и ты прекращаешь глиссировать прямо перед трехметровой волной, грозящей обрушиться на тебя? Как узнать, где будет разбиваться гребень волны? Как занять волну, если десять других виндсерферов собираются сделать то же самое? Все это придет позже...



ВЭЙВ-ДОСКИ И КАТАНИЕ НА НИХ.
Питер Харт


О вэйв-досках до сих пор ходит много неверной информации. Корни этой дезинформации таятся в прошлом - тогда, если лодка была невероятно маленькой, требовала семибалльного ветра для выхода на глиссирование, и вообще была малоприемлема для катания, ее называли "блестящей high-performance профессиональной доской". Прежде, чем учиться кататься на вэйв-доске, давайте разложим по полочкам все, что нам о них известно.


Нужна ли вэйв-доска для вэйв-сейлинга?
Ты можешь кататься в волнах и прыгать практически на любой современной фрирайдовой доске. Тем не менее, если ты действительно хочешь двигаться на склоне волны в режиме серфинга, тогда без вэйв-доски не обойтись. Или, по крайней мере, без маленькой фристайловой доски. Обводы доски для вэйва специально приспособлены для движения на волне. Вкупе с тонкими бортами и маленьким округлым плавником это дает возможность быстро менять направление движения. Напротив, фрирайдовые лодки построены по-иному, и ориентированы прежде всего на большую скорость и раннее глиссирование, поэтому иногда ты можешь почувствовать, что такая лодка как бы "прилипает" к склону волны, и ее сложно развернуть, особенно в критические моменты и в критических зонах волны.



Вне прибоя вэйв-доски медленны и скучны?
Первые вэйв-доски по форме напоминали банан. Они двигались по воде, создавая мощную кильватерную струю и обладали огромным гидродинамическим сопротивлением. Нужен был ураган, чтобы вывести такую лодку на глиссирование. Максимальная скорость была весьма ограниченной.
Современные вэйв-сейлоры соревновательного уровня катаются в любой, даже относительно слабый, ветер. Основная задача - развить максимальную скорость на склоне волны, что ведет к более радикальным поворотам и трюкам в воздухе. Кроме того, изменились технологии, и современные шейперы, экспериментируя с рокером, обводами доски и формой бортов, добиваются удивительной скорости и маневренности вэйв-досок. Так что, даже вне прибоя вэйв-доска может идти с такой скоростью, которую ты сочтешь для себя безопасной. Что касается некомфортности вэйв-досок на плоской воде - действительно, сильно поднятый вверх нос может зарываться в чоп. Однако, многие профессионалы используют свои light-wind вэйв-доски в качестве high-wind фристайловых, и находят это интересным. Благодаря своей ориентации на экстремальные условия, вэйв-доски лучше сидят в воде и обеспечивают спортсмену лучший контроль в сильный ветер, не важно на волне или на плоской воде.



Для вэйв-досок требуется много ветра, так что я буду редко кататься?
Большинство людей ассоциирует вэйв-доски и вэйв-сейлинг с ураганным ветром. Это справедливо для средней полосы и, скажем, Черного моря, где волна обычно поднимается именно за счет ветра. Однако, в настоящих "вэйвовых" местах ты можешь кататься на волне и при трехбалльном ветре... Это даже приятно, поскольку ветер не портит форму волны.
Вэйв-доски достигают 100 литров в объеме. Поставь на такую доску парус 6.0, и ты сможешь глиссировать, скажем, при ветре в 6 м/с.



Должен ли я поменять свой стиль катания и настройки оборудования?
Это зависит от того, где ты катался раньше, но в принципе... да. Фристайловая и вэйвовая настройки схожи между собой, но если раньше ты использовал только фрирайдовую матчасть, тебе придется немного переучиться.
Во время фрирайда ты загружаешь плавник. Во время вэйв-сейлинга ты загружаешь доску целиком.
Для фрирайда ты ориентируешь оборудование на скорость и раннее глиссирование. Для вэйва ты настраиваешь матчасть для максимального контроля в поворотах и в воздухе.
Во время карвинга на фрирайдовой доске ты преимущественно используешь заднюю ногу для поворота. На вэйвовой доске ты используешь обе ноги, а иногда даже преимущественно переднюю ногу.



Вот основные различия в настройке между фрирайдом и вэйвом:


"Верхушка". Лучший способ правильно настроить верхушку - это представить себе свою стойку и установить гик и трапец-шкоты соответственно. Для вэйв-сейлинга и фристайла ключевым моментом является относительно прямая вертикальная стойка, с центром тяжести ближе к ДП доски. Будучи в более вертикальном положении, ты более расслаблен и более устойчив, а размещение центра тяжести вблизи ДП помогает тебе восстанавливать равновесие и перемещать вес с одного борта на другой.
Фундаментальное отличие есть также в роли трапеции. Во фрирайде или гонках трапеция помогает тебе максимально эффективно использовать вес тела, нести парус большего размера, двигаться быстрее. В вэйв-сейлинге трапеция прежде всего помогает сберегать силы. Большинство элементов выполняется не на трапеции; трапеция просто дает короткий отдых между трюками.



Высота гика. Высота гика крайне важна! Кататься с гиком, расположенным намного ниже уровня плеч - неправильно! С низким гиком ты не можешь стоять прямо, ты теряешь скорость при зацеплении на трапецию. Большинство людей сейчас катается с довольно высоким положением гика, а некоторые, кто катается на Формуле и привыкли к очень высокому положению гика, приносят эту привычку в вэйв-сейлинг. Для кого-то это работает (например, Рикардо Кампелло - у него гик стоит чуть ли не выше головы. Правда, дело тут в том, что когда он был совсем юным, у него был только взрослый парус с высоким вырезом для гика, поэтому он как-то приспособился). Но для большинства, гик намного выше плеч создаст проблемы с контролем в экстремальных условиях.  Так что, высоту гика следует подбирать тщательно!


Длина трапец-шкотов. Гонщики и фрирайдеры любят то состояние, когда они подвешены в трапеции и прикреплены к рангоуту. Но в вэйв-сейлинге ключевым словом является "пространство". Тебе нужно пространство для движения бедер при контроле тяги паруса - ветер в прибое и над ним всегда порывист. Тебе нужно пространство для пампинга в трапеции - в вэйв-сейлинге всегда приходится много пампинговать. Тебе нужно пространство во время выполнения трюков. Так что, ты должен зацепляться и сниматься с трапеции легко, без напрягов и подпрыгиваний. Более того, ты должен зацепляться на трапецию даже когда ветер подкисает, просто чтобы отдохнуть. Так что, тебе нужно взять трапец-шкоты подлиннее. Засунь локоть в петлю трапец-шкота - ты должен свободно взяться рукой за гик. Что касается точных размеров - многим, например, нравится длина 26 дюймов. Некоторые вэйв-сейлоры и фристайлеры используют даже такие шкоты, как 30" - это дает им большую свободу в движениях и работе с парусом на трапеции, но также заставляет принять такую стойку, для которой нужны поистине резиновые лодыжки...


Поясная или сидячая? Используй поясную. И все.... Если серьезно - вэйв-сейлинг это самая активная разновидность виндсерфинга. Так что тебе ничего не должно мешать. Никто не бегает стометровку в водолазном костюме. Точно так же ножные ремни сидячей трапеции уменьшают гибкость в бедрах, мешают при плавании, старте из воды в слабый ветер, при выполнении трюков в воздухе. Сидячая трапеция поддерживает твою "пятую точку", и вызывает привычку к низкой, пассивной "сидячей" стойке.
Поясная трапеция поддерживает низ спины. "Сидеть" в ней почти невозможно, потому как она давит на ребра. Поясная трапеция побуждает тебя к более прямой и активной стойке.
Но не стоит воспринимать все это как аксиому!! Некоторым не нравится поясная трапеция, так как натирает им грудную клетку и мешает дышать... У некоторых она сползает вверх аж до подмышек. Так что, если ты один из таких людей - не стесняйся использовать сидячую трапецию. Даже на Мауи встречаются такие серферы. Выбери самую простую "сидячку" с наименьшим количеством всяких пряжек и ремешков, и с самым высоким положением крюка. На современных сидячих трапециях крюк расположен почти так же высоко, как и на поясных.




Ножные петли. В этом основное отличие в настройке. На широких фрирайдовых досках петли стоят далеко наружу от ДП, ближе к бортам, чтобы ты мог противодействовать подъемной силе плавника и, в частности, опрокидывающей составляющей этой силы. На вэйв-доске ты стоишь приблизительно так же, как на серфборде - посередине доски, практически в ДП, и петли нужно устанавливать соответственно.
Заднюю петлю нужно установить прямо над плавником, чтобы ты мог максимально контролировать корму во время прыжков. Единственный случай, когда ты можешь сдвинуть ее вперед - это когда ты только учишься рулить ногами и двигаться на волне с обеими ступнями в петлях.
Что касается передних петель - забудь свою фрирайдовую привычку отодвигать их назад для увеличения скорости. В вэйв-сейлинге тебе придется работать передней ногой. Широкая стойка улучшает равновесие на воде и в воздухе, помогает лучше контролировать доску во время поворотов. Так что, поэкспериментируй с передним положением петель. Даже если это кажется тебе неудобным и ты не можешь легко перемещать вес с одной ноги на другую, со временем ты привыкнешь.



Кроме того, растяни сами петли пошире, чтобы ступни уходили в них глубже. На твой взгляд, это противоречит рекомендациям про "кончики пальцев" и т.д.? Да, противоречит, но ведь это не фрирайд... В вэйв-сейлинге ты должен закренивать доску в поворот не только задней, но и передней ногой. Сделать это можно лишь в том случае, если кончики пальцев передней ноги пересекают ДП доски, и ты можешь давить ими на подветренный борт. То есть, ступня должна полностью уходить в петлю, до самого подъема. То же самое и с задней петлей - ты должен вставить в нее ступню настолько глубоко, чтобы кончики пальцев пересекли ДП.


А как же быть, спросишь ты, с риском сломать лодыжки? Да, такой риск есть... Многие ломали себе лодыжки во время вэйв-сейлинга или фристайла. С другой стороны, люди ломали и растягивали лодыжки, выбивали колени и во время фрирайда, когда ступня выскальзывала из петли. И вот еще момент - если твои ступни не глубоко в петлях, ты хуже контролируешь доску, а значит твои шансы упасть сильно возрастают.
Сами передние петли можно устанавливать по-разному, независимо друг от друга. Это будет определяться тем, каким бортом ты будешь двигаться на волне, а также каким бортом ты будешь прыгать. На том борту, который будет двигаться по волне, ты будешь использовать переднюю ногу для карвинга, поэтому петлю на этом борту можно установить под таким углом, чтобы нога была больше развернута к ДП.



РАННЕЕ ГЛИССИРОВАНИЕ.


Ты становишься на доску и она тонет под тобой. Ты становишься на нее снова, и с трудом проходишь на ней 5 метров, после чего она приводится к ветру и тонет. После нескольких таких попыток ты можешь более или менее двигаться... но твои ноги далеки от петель, а лодка далека от глиссирования... Это типичная картина при переходе с фрирайдовой на вэйв-матчасть. Что делать? Менять свою технику.


Маленький плавник. Те плавники, что поставляются с фрирайдовой матчастью (44 см на 150-литровой и 34 см на 105-литровой доске), приучают тебя к лени. В сильный ветер, в галфвинд, ты просто откидываешься на трапеции, упираешься в доску, и плавник создает боковое сопротивление и выталкивает тебя на глиссирование.
Вэйв-плавники (обычно 20-25 см длиной) не имеют ни достаточной площади, ни нужного профиля, чтобы так справляться с силой дрейфа. Их округлая, скошенная назад форма призвана обеспечить контроль кормы доски в крутых поворотах. Они, конечно, дают подъемную силу, но только когда водный поток стал более-менее однородным. Поэтому, применяя обычную фрирайдовую технику на вэйв-доске ты наверняка добьешься только того, что доска будет дрейфовать боком. Выход из ситуации состоит в том, чтобы зацепиться на трапецию как можно раньше, еще не глиссируя, а потом сильно увалиться под ветер, принимая всю тягу на трапецию, чтобы доска начала разгоняться. Кроме того, тебе нужно вообще быть более осторожным с давлением на заднюю ногу.



Плоский парус. Вэйв-паруса делаются с акцентом на легкость в работе и в контроле тяги, при этом их профиль достаточно плоский. Им не хватает такой тяги у нижнего края диапазона, как у гоночных или фрирайдовых парусов. Тут, повторимся, у тебя не получится просто откинуться на трапеции и начать глиссировать. На вэйв-парусе тебе нужно пампинговать. Пампинговать, как ты понимаешь, тоже нужно уметь. Неумелым пампингом ты принесешь больше вреда, чем пользы. Мы рекомендовали бы тебе рано зацепиться на трапецию, сильно увалиться и пампинговать в "ленивом" стиле, то есть на трапеции. Держи вес на носках ног, вынеси парус вперед, насколько тебе позволит это длина трапец-шкотов, и делай короткие мощные "качки" задней рукой. Открывай парус после каждого "качка", чтобы он не проваливался на ветер.


КАТАНИЕ.


Когда ты вышел на глиссирование, твоей первой реакцией, особенно если ветер силен, возможно будет:
"Надо же! Невероятный контроль в таких жестких условиях - доска как будто приклеивается к воде".
Или это может быть:
"Елки-палки, да тележка в супермаркете - и та лучше держится на курсе. Эта лодка делает все что угодно, кроме того чтобы ехать прямо вперед!"
Или даже:
"Стойка абсолютно неестественная. Как только я добираю парус, у меня появляется ощущение, что я вот-вот вывихну лодыжки".



Начнем с последней проблемы. Действительно, кататься со ступнями посреди доски, на плоской палубе, довольно необычно. если ты привык сильно откидываться на наветренную сторону, лодыжки будут растянуты очень сильно. Простой выход - стоять на доске более вертикально, передавая энергию вниз, в палубу, а не в борт доски. Запомни - тебе вовсе необязательно все время засовывать ноги в петли до самого подъема лодыжки. Если ты просто расслабленно глиссируешь, ты вполне можешь слегка вынуть ступни из петель, чтобы пятка была ближе к борту. Когда соберешься прыгать - вставишь ступни обратно.
Что касается неустойчивости - что ж, считай что это доска на своем языке говорит тебе: "Прыгай! Поворачивай! Взлетай! Но только не катайся длинными скучными галсами!" Форма днища доски вынуждает ее все время как бы качаться с борта на борт, выбирая путь наименьшего сопротивления. Вообще говоря, вэйв-доска, как дрессированная овчарка, все время ждет команды, и воспринимает любое изменение положения ног, от кончиков пальцев до задней части бедер, как сигнал к повороту. Эта доска уважает "крепкую мужскую руку", или, если быть точным, крепкие ноги, особенно в поворотах.



ПОВОРОТЫ.


Впервые поворачивая (или пытаясь повернуть) на маленькой вэйв-доске, ты будешь озадачен кучей различных эмоций:
- Удивление от того, с какой легкостью доска меняет направление, и как плотно она держится в повороте;
- Разочарование от того, что доска поворачивает так быстро, что ты не успеваешь даже подумать о смене положения ног;
- Расстройство от того, что техника поворота, ранее отточенная на 150-литровой доске, практически непригодна здесь.



Проблема кроется прежде всего в задней ноге. Катаясь на относительно большой доске, ты привык, что для поворота нужно использовать преимущественно заднюю ногу, поскольку передняя петля размещена на "неправильном", внешнем от поворота борту. Соответственно, давить передней ногой на "внутреннюю" кромку ты не можешь. Многие применяют эту технику в вэйв-сейлинге. Фактически, ничего хорошего не получается - с такой техникой ты сможешь выполнять только очень скоростные (вначале) повороты, которые будут оканчиваться в облаке брызг и с нулевой скоростью. Запомни: вэйв-доски сделаны так, чтобы поворачивать всем бортом.


Нет, заново учиться глиссирующему оверштагу тебе не придется - фундаментальные принципы, такие, как поддержание постоянного давления на борт, давление на шарнир, и открытие паруса во время всего поворота для сохранения постоянного угла его к ветру - остаются теми же самыми. Но в том, что касается положения тела - здесь тебе нужно начать с чистого листа. Представь, что ты занимаешься серфингом.


Цель - задействовать весь борт доски для поворота. Входя в поворот, засунь переднюю ногу поглубже в петлю, чтобы кончики пальцев пересекли ДП. В начале дуги поворота перемести вес вперед, на переднюю ногу. Во время ведения дуги перемести парус чуть вперед и дави на доску кончиками пальцев. Вес верхней части тела помещай на гик. Ты должен видеть под собой гик на фоне воды :-))
Наверное, стоит нацепить на парус огромную наклейку - "Вес вперед!". Обучаясь повороту, твоя задача - научиться задействовать всю кромку доски. Ты можешь проследить свой прогресс по тому, какая часть подветренного борта уходит в воду во время поворота. От кормы до мачты - неплохо, но недостаточно. Больше веса на переднюю ногу!
Ты можешь тренироваться в поворотах даже на плоской воде. Старайся делать все виды фордевиндов и любые движения, в которых присутствует карвинг. Словом все, что заставит тебя поставить доску на ребро во время поворота.



Источник: http://windlife.info

Последние комментарии

Powered by Disqus