Если вас заинтересовал виндсерфинг, сначала прочитайте страничку "Правда про виндсерфинг" и подумайте- надо ли оно вам.
Если все таки вы решились, тогда звоните: +375 29 2003930; +375 29 2236591 или пишите нам на почту (форма для связи справа в колонке)


Обучение виндсерфингу.
Выезд на виндсерф и кайт споты.
Походы и путешествия.
Горовосхождения
Фрирайд, скитур,
горнолыжные выезды.

Вы можете изменить свою жизнь!
Ведь жизнь начинается за пределами зоны Вашего комфорта.

Как правильно настроить парус. Советы бывалых.


От того, как настроен парус, зависит большинство ваших ощущений. Если парус настроен плохо, то он либо не тянет, либо трепещется в руках, либо его не закрыть, и т.д.
Как же настроить парус так, чтобы вы чувствовали максимальную тягу и при этом было удобно держать парус в руках?

Парус настраивается натяжением по мачте (галсу) и по гику (шкоту). Небрежно настроенный парус видно сразу: на нем есть складки, и парус с трудом перещелкивается с одного галса на другой. Причиной складок может быть как недостаточная натяжка паруса по шкоту и по галсу, так и недостаточная натяжка лат. Сначала нужно посильнее натянуть латы, чтобы не было складок вокруг них. Если после этого остались глобальные складки на мачткармане или между латами, то нужно продолжать натягивать парус по шкоту и по галсу.
Сначала натянем парус по мачте до такой степени, чтобы появились провисы между тремя верхними латами. Как правило, современные паруса нужно настраивать по мачте одинаково практически на любой ветер. Исключением является лишь то, что когда ветра и площади паруса очень много, нужно парус выбивать (натягивать) по мачте (галсу) еще сильнее (практически насколько только сможете, чтобы провисы шли прямо до гика).
Желательно как можно ниже расположить парус на мачте – в идеале галсовый угол должен вплотную подходить к мастбэйсу.
Натяжение по гику, напротив, в зависимости от силы ветра может сильно меняться: от практически плоского паруса (при сильном ветре) до «пузатого» (когда парус, наполненный ветром, касается оковок гика с подветренной стороны).
Если парус будет совсем плоским, то все-таки это не будет решением проблемы при сильном ветре: парус будет постоянно трепыхаться в руках, так как будет менее точно определен центр парусности (об этом – в следующих главах). Поэтому даже в сильный ветер парус должен быть набит (натянут) по гику так, чтобы он был хотя бы чуть-чуть выпуклым.
Так же при слабом ветре, если парус будет настолько пузатым, что коснется гика с подветренной стороны, то центр парусности сместится вверх, что вызовет очень большую нагрузку на руки, но при этом быстрее вы не поплывете. Зачем же себя мучить?
По гику настройка паруса настолько важна, что в современных соревнованиях спортсмен ее меняет не только в зависимости от силы ветра, но и в зависимости от курса относительно ветра. 

УМЕНИЕ ВЫБИРАТЬ И НАСТРАИВАТЬ ПАРУС. Советы от CHUPER.
Парус наш двигатель, мастфут передает тягу с паруса в движение доски. Эффективность работы паруса может сделать ваше катание наслаждением, неправильно выбранный или настроенный парус может осложнить ситуацию. Принцип «много паруса не бывает» нелогичен по причинам:
§  большой парус означает больший вес, который потребует большего объема доски
§  большой парус имеет большие габариты и с ним сложнее управляться, делать водный старт, повороты
§  большой, чем необходимо, парус может создавать избыток тяги, с которым нужно уметь справиться
Парус должен быть подобран по ситуации, вы должны быть хорошо снабжены тягой на воде, но без избыточной тяги-«передоза». Спросите любого выходящего с воды виндсерфингиста вашей комплекции и с доской вашего объема, какой парус он использовал и как себя чувствовал при этом. Ответ может быть точкой отсчета.
Внимательно посмотрите на настройки паруса у виндсерфингиста, которого вы спросили. Состояние настроек подскажет вам окончательный ответ при выборе паруса. Самая главная настройка осуществляется по «нижнему углу» или downhaul. Обязательно тяните парус до провисания задней кромки между верхними латами до указанных производителем меток! В случае, если меток нет, тяните пока складка не провиснет до половины или ближе к мачте. Если ваш вес меньше 100 кг, ваш принцип «downhaul не бывает много!». Эти складки выполняют роль предохранителей от избыточного и внезапного для вас количества тяги в верхней части паруса. Именно такая ситуация с избытком тяги в верхней части паруса приводит к «катапульте», примерно 90% случаев «катапультирования» происходит из-за неправильно настроенного «downhaul». Иногда я слышу, что парус с верно настроенным «downhaul»:
§  «становится меньше площадью». Это неверно, площадь паруса не изменилась.
§  «стал хуже тянуть». Если вы в состоянии активной работой и специальной техникой перевести избыток тяги в движение доски, а не в полет вашего тела в «катапульту», то я могу согласиться. В остальных случаях, я бы сказал, что парус стал работать более точно, самостоятельно срезая пики максимумов ветра и тяги, и предлагая мягкую и ровную тягу.
Вторая настройка паруса осуществляется по «заднему углу» или «outhaul». Эта настройка отвечает за «пузо паруса» или «preshaped camber». Более «пузатый» парус создает больше тяги, более плоский парус создает меньше тяги. Тяните парус по заднему углу на ваш выбор «пузатости» паруса, здесь все зависит от ваших ощущений и от задач катания. Если парус под нагрузкой касается немного гика, это не проблема. Если парус «лежит» на гике или гик «врезается» в парус под нагрузкой, парус следует подтянуть по заднему углу. Высота гика может влиять на параметры :
§  высокий гик, выше уровня плеча, приведет в выпрямленной стойке и быстрому выходу на глиссирование в слабый ветер
§  низкий гик, ниже уровня плеча, приведет к собранной стойке и контролю во время сильного ветра и прыжков
Настройки паруса являются предметом бесконечных споров и мнений. Экспериментируйте с настройками. Составьте свое мнение для себя, основываясь на своей личной манере кататься и своих ощущениях.


Стоит ли лишний раз упоминать о том, насколько важным условием комфортного катания является правильная «набивка» паруса под различные ветровые и волновые условия. Особенностями «профессиональной» настройки делится Сергей Михеев (RUS-13).

Итак вы достали, распаковали и аккуратно разложили на траве свой новенький или не очень парус, и готовы его «набить». Не будем рассказывать как «вдевать» мачту в мачт карман, ставить гик и т.д. – этому посвящены множество статей, которые легко найти в Интернете. Однако, перед тем как начинать «набивку», посмотрите на два значения, которые написаны на парусе или его чехле– длина «по-мачте» (luff) и «по-гику» (boom). Как правило, они идут с обозначениями минимума и максимума. Значение длины «по-мачте» складывается из размера самой мачты и величины удлинения, например max luff = 449 означает, что в оптимальном варианте, необходимо использовать мачту длиной 430 см. и 19см. удлинения. Чем меньше величина удлинителя – тем лучше. 
Используйте «цифры», приводимые производителем, не как «абсолютную истину», но как «руководство к действию» — оптимальные величины настройки «под себя» — вы подберете позже. Дело в том, что зачастую вместе с парусом приходится использовать не «родную» мачту; прототип паруса, на котором тестировались установки, и то, что вы получаете с китайской фабрики – могут слегка отличаться; на заводе могут ошибиться с маркировкой значений настроек, написанных на парусе (иногда на сайте производителя, на парусе и на его чехле приводятся разные величины) и т.д. Таким образом обе величины «по-мачте» и «по-гику» могут отличаться на пару сантиметров от «заявленных» — а это очень большая разница для современных парусов ! 
Самым главным фактором в настройках — будет «набивка» по-мачте или downhull. Его много не бывает ! 
Чтобы не «резать» руки веревкой – используйте для «добивки» специальные устройства или просто планку с крючком от трапеции. Часто бывает, что прилагаемого усилия недостаточно, чтобы «вытянуть» до конца парус «по-мачте». В этом случае поставьте гик и установите парус по заднему углу, затем «добейте» по-мачте.

После того, как вы «предварительно-приблизительно» набили парус – время для «тонкой» настройки. В очень общем случае правило таково – набивайте сильно «по мачте», «по гику» — оставляйте «мешок», если хотите большую тягу и делайте парус «площе», если хотите получить больше контроля. 
Слово Сергею Михееву (RUS-13):

Чаще всего ветер дует порывами, что довольно не комфортно. Как же настроить парус так чтоб он одновременно и тянул, и сбрасывал не нужную тягу?
Ответ прост: сильно выбить по мачте (верхние 3 «окна» должны «отвисать»), а по гику оставит чуть больше среднего «пузо». Это означает, что когда вы едете, парус (под нагрузкой ветра) не должен касается гика, лишь только в районе шкотового угла можно наблюдать, что парус слегка касается (гика), на расстоянии сантиметров 10-15.
Это набивка паруса на средний ветер, с невысокими перепадами силы ветра, если порывы сильные — то парус просто больше «набивается» по гику, смотря (в зависимости) от силы ветра это может быть 1-2 или 3 сантиметра по заднему углу.
Если ветер слабый— нужно «выбивать» по мачте до тех пор пока верхние два окна не провиснут. По гику можно сделать так, чтобы парус при езде касался сантиметров 20. Как это проверить — во время «набивки» паруса, ладонью сильно (но не так, чтобы порвать парус) надавите на то окно, которое находится под гиком, на расстояние примерно 1м. от шкотового угла – вы увидите, насколько парус касается гика.





Многие из виндсерферов боятся «выбивать» парус «по мачте», опасаясь, что мачта сломается или парус порвется. Я всегда смеюсь… Набивайте – не бойтесь !
Хочу заметить, что не только я, но и большинство PWA / EFPT профессиональных райдеров так набивают парус.
На условия катания на волнах — набивка паруса немного другая. Катание в этих условиях отличается более высоким требованием к надежности мат. части, по этому перед выходом на воду вы должны быть уверены в том что у вас все настроено и надежно ! Например трапеционные шкотики не перетертые, ножные петли в порядке, шарнир тоже. Парус лучше подбирать и настраивать так, чтобы слегка ощущался «передоз», дело в том, что ветер между волн слабее, и если вы сойдете с глиссирования в этот момент, то это довольно тревожно. Выбивайте парус по мачте сильно, а вот по гику средне. 

Многие настраивают парус так, что он становиться как «лист фанеры», и говорят потом, что ветер плохой, или парус, или еще что— то не так. Не нужно это делать — парус просто не будет работать, тяга распределяется неправильно («гуляет» центр парусности) и катание становится некомфортным.»

Это все – катайтесь и совершенствуйтесь !

С вами делились опытом: Сергей Михеев (RUS-13) и Евгений Кривошеев 

Источник: surf-clinics.ru

Все о настройке оборудования и набивке паруса .

Натяжение лат
К каждому парусу прилагается ключик, которым регулируют натяжение лат.
Нужно поворачивать ключик по часовой стрелке, пока не исчезнут морщины у лат-кармана.
Правильное натяжение лат заметно улучшает работу паруса. Для длительного хранения рекомендуется ослабить натяжение лат.
Замена лат
1. Чтобы достать лату, нужно ослабить винт, вращая ключ против часовой стрелки, снять фиксирующую тесьму, вытащить регулятор натяжения и саму лату.
2. Соединить новую лату и регулятор натяжения убедившись, что регулирующий винт находится на одном уровне с канавкой для фиксирующей тесьмы. Вставить лату в лат-карман максимально глубоко и, накинув фиксирующую тесьму, восстановить нужное натяжение латы.


 


"Шнуровка" удлинителя
Настройка паруса – дело очень тонкое и ответственное. Важно, чтобы при «шнуровке» не было перехлёста! Это снимает лишнее трение и сопротивление на удлинителе, а соответственно улучшает работу паруса. На фотографии представлена стандартная система натяжения паруса. Со временем Вы это сможете делать практически с закрытыми глазами!

 


Нюансы настройки бескамберных парусов
  • Если парус недобит по мачте, он кажется тяжелым и медленно реагирует. Он будет несбаласированным, основную тягу даст верхушка. Перебитый парус дает мало тяги, плохо режется к ветру.
  • Если доска плохо контролируется, её трудно удержаться на избранном курсе или она уходит в спинаут, то стоит попробовать добить парус по мачте.
  • Если устает задняя рука, нужно добить парус по гику.
  • Если затруднено хождение острыми курсами, доска плохо управляется, стоит ослабить натяжение по мачте или добавить по гику.
  • Если вас норовит выбросить вперед, стоит больше выбить по мачте.
  • Но при этом следует помнить, что плавник должен быть подобран к размеру паруса, иначе описанные выше симптомы проявятся и при правильно набитом парусе.
  • Трапеционные петли должны быть правильно расположены. Проверить это легко: следует поставить парус вертикально, придерживая только за трапеционную петлю. несколько секунд парус должен оставаться в этом положении.
  • Для более слабого ветра и плоской воды берите трапеционные петли покороче. И наоборот, подлиннее для чопа и условий передоза.
Нюансы набивки упорных парусов

  • Если парус не добит по мачте, он кажется тяжелым и медленно реагирует. Он будет несбаласированным, основную тягу даст верхушка. Перебитый парус дает мало тяги, плохо режется к ветру.
  • Если доска плохо контролируется, трудно удержаться на избранном курсе или доска уходит в спинаут, то стоит добить парус по мачте.
  • Если устает задняя рука, нужно добить парус по гику.
  • Если затруднено хождение острыми курсами, доска плохо управляется, стоит ослабить натяжение по мачте или добавить по гику.
  • Если с полными курсами нет проблем, а на острых никак, отпустите чуть-чуть по мачте.
  • Если у вас устают руки, попробуйте отрегулировать положение трапеционных петель. Сдвигать их нужно к той руке, которая устает.
  • Но при этом следует помнить, что плавник должен быть подобран к размеру паруса, иначе описанные выше симптомы проявятся и при правильно набитом парусе.
  • Для больших парусов рекомендуется использование гиковой летучки. Это поможет вам регулировать работу паруса на разных курсах, легче переносить внезапные усиления или провалы ветра. На острых курсах выбивают по гику больше, чтобы парус стал более плоским, а на полных наоборот, отпускают по гику, чтобы поддержать нужную скорость при уменьшившемся вымпельном ветре.
Экспериментируйте с настройкой паруса

Можно изменять поведение большинства современных парусов, изменяя натяжение по мачте, а также натяжение по гику. Так вы можете добиться наилучшего отклика от паруса, соответствующего вашим навыкам, весу, внешним условиям.
У нормально набитого паруса верхняя часть паруса должна "отваливаться" где-то в районе третьей латы.
У недобитого по мачте паруса будут морщины в нижней части, он кажется тупым и неконтролируемым.



Регулируемый узел
Общие рекомендации по регулировке
Влияние на катание
Советы по устранению недостатков
1. Набивка паруса по мачте
Увеличивая или уменьшая натяжение по мачте, вы изменяете полноту профиля паруса. В условиях слабого ветра парус натягивают так, чтобы тыльная кромка паруса была "мягкой" до первой латы. В условиях среднего ветра, задняя кромка должна быть "мягкой" до второй латы. При сильном ветре и максимальном натяжении по мачте, задняя кромка должна быть "мягкой" до четвертой латы. Такой способ натяжки паруса осуществляется натяжением или стравливанием шкота в нижнем шкотовом углу паруса в пределах 2-4 см.
Не так легко перетянуть парус по мачте, как с другой стороны, очень легко недотянуть его. Парус с системой натяжки vts лучше всего настраивать на значении между средней и максимальной меткой. Хотя многие профи настраивают парус далеко за максимальным значением. Это объясняется тем, что они ходят в условиях сильного перебора в парусе.
Более сильное натяжение по мачте дает парусу большую стабильность в условиях сильного ветра, а также облегчает работу во время выполнения маневров.
Слабая набивка паруса по мачте дает увеличение мачт-кармана ("пуза") паруса, это даёт увеличение тяги паруса,что полезно в условиях слабого ветра. Если отпустить очень сильно – это может привести к уменьшению контроля и ощущению тяжести паруса.
Если ветра становится много – выбейте парус сильнее, он станет более плоским и начнёт скидывать лишний ветер. На практике это выглядит примерно так: если на вашем парусе написан размер по мачте 442, то берёте 430 мачту, удлинитель выставляете на 12 см и тяните. Увидите, что как только шкив блока будет подползать к концу удлинителя на парусе, между 2-ой и 3-ей латами появится складка. Если вы будете продолжать набивать, то эта складка будет смещаться к мачт-карману и верхняя часть паруса будет свободнее. Это и есть изменение профиля. Рабочий диапазон 2-3 см. (на больших парусах немножко больше.) Есть хороший совет, как проверить максимальное натяжение по мачте для паруса: установить длину гика на 1-2 см большее, чем указано на парусе. Перед набивкой по мачте, максимально натяните парус по гику. После этого делайте набивку по мачте до тех пор, пока натяжение вдоль гика не пропадет. В этот момент и будет обычное максимальное натяжение по мачте. От этого момента нужно стравить натяжение по гику до указанного на парусе значения. При такой настройке паруса, его натяжение по мачте для установки на слабый и средний ветер будет производиться в пределах 2-4 см натяжкой нижнего шкота.
2. Набивка паруса по гику
После набивки по мачте, подтяните шкот по гику на 2-3 см. Парус не должен касаться гика! Форма паруса на воде сама показывает, как он набит.
Увеличение натяжения паруса по гику делает парус более плоским, тем самым уменьшая силу тяги, и увеличивая маневренность и контроль при очень сильном ветре.
Изучать натяжку паруса лучше всего на воде. Если во время катания от заднего шкотового угла расходятся стреловидные складки, значит сильная перебивка по гику. Если парус касается гика в районе шкотового угла, то добейте по гику на 1-2 см. Обычно помогает. Если помимо этого парус касается гика в других местах, значит слабая набивка по мачте.
3. Натяжение лат
Большинство парусов сопровождается инструкцией по натяжению лат.
Чрезмерное натяжение влечет за собой выгибание латы в форме буквы S и плохо влияет на жесткость паруса.
Следует помнить, что новый парус легко растягивается. Но, после нескольких катаний, наступает предельное растяжение. После этого латы не нужно донастраивать.
4. Высота гика
Минимальная высота гика – на уровне груди, максимальная – чуть ниже уровня глаз. Если заложить мачту на корму доски, то гик должен отступать на 3 – 4 см от кормы.
Поднятие гика вверх помогает более раннему выходу на глиссирование. Но, при сильных ветрах слишком высоко поднятый гик может способствовать потере контроля над доской.
Для начинающих советуем устанавливать гик на уровень плеч. Все остальные регулировки высоты будут зависеть от вашего катания.
5. Установка трапеционных петель
Петли размещаются на гике между ладонями. Расстояние между фиксаторами петель должно быть не шире 2-х ладоней.
Петли, сильно выдвинутые вперед к мачте, загружают заднюю руку и не дают добрать парус. Петли, сильно выдвинутые назад к гику, грузят переднюю руку. Очень широко расставленные петли ослабляют контроль паруса.
Нужно помнить о смене положения петель при использовании одного гика для двух разных по размеру парусов. При сильном ветре трапеционные петли ставят дальше от мачты, при слабом – наоборот, ближе к мачте.
6. Длина трапеционных петель
По длине можно дать общие рекомендации, т. к. она выбирается в зависимости от мастерства езды, типа трапеции и условий, в которых применяются. Для начинающих проще использовать более длинные петли. В наличии хорошо иметь петли нескольких размеров или варио-петли регулируемой длины.
Короткие петли используют для слалома на плоской воде, более длинные - для езды, связанной с большим количеством маневров.
Также рекомендуется использовать петли большей длины при сильном переборе в парусе. Это помогает избежать "катапультирования" и упрощает процесс контроля вооружения.
7. Длина плавника
Длина плавника зависит от величины паруса и приблизительно рассчитывается по формуле S * 5+4=L, где S - площадь паруса(кв.м), L - длина плавника. Добавьте(отнимите) пару сантиметров, если вы весите больше(меньше) чем 75 кг. В последнее время не всё так однозначно, типов досок стало много и эти цифры могут отличаться. Вне зависимости от класса доски к ней рекомендуют диапазон плавников. В идеале вам необходимы два плавника: большой - для умеренных ветров и маленький - для сильных.
Попробуйте меньший плавник, если скорость ветра очень большая. Это увеличит маневренность. Используйте больший плавник при слабом ветре. Это поможет раньше выйти на глиссирование и лучше лавироваться. Важно научиться распознавать, когда много плавника и когда его длины недостаточно.Так как легко принять перебор в плавнике за перебор в парусе.
Признаки перебора в плавнике: вы постоянно идёте круто к ветру и сменить галс проблематично; наветренная кромка продолжает подниматься и удержать доску в горизонтальном положении становится всё сложнее и сложнее, ноги начинают затекать, но как только вы их расслабите - нос доски начинает взлетать, а корма гулять. Признаки недобора в плавнике: доска начинает спинаутить, тяжело идти круто к ветру, глиссируете только в бакштаг или зацепившись за волну.
8. Установка ножных петель
Расположение ножных петель очень похоже на всех досках, кроме вэйв. Задняя петля располагается так, чтобы край ее был на одной линии с передним краем плавника. Раздвижка петель зависит от роста, умения и условий катания. Серфер, рост которого 175-180 см, должен иметь расстояние между петлями около 55 см (от середины до середины). Люди с большим ростом могут увеличивать до 57 см, а с меньшим на пару сантиметров меньше, но не меньше 53 см.
Передвигайте переднюю петлю вперед при сильном ветре, сильном волнении и при прыжках. При слабом ветре и плоской воде возвращайте в среднее положение.
При установке петель существует одно правило: чем труднее условия, тем шире петли. Менее опытные райдеры чувствуют себя лучше при широкой расстановке петель. Установка «ближе – дальше" от продольной оси доски. Ближе к бортам доски петли устанавливают при использовании больших плавников и сильного ветра, а также для хождения острым курсом. Дальше от бортов(ближе к продольной оси) - при более маневренной езде(для маленьких досок и сильного ветра), слабом ветре и меньшем опыте катания(для больших досок).
9. Место установки шарнира
Общие рекомендации: чем максимальнее рекомендованный размер паруса для данной доски, тем ближе к носу ставится шарнир. Соответственно, чем минимальнее парус, тем ближе к корме шарнир.
Подвиньте шарнир вперед если: - доска идет так, как будто имеет «тяжелую» корму и имеет тенденцию к обострению курса, что затрудняет контроль; - имеете трудность в доборе паруса; - желаете идти остро к ветру. Передвиньте шарнир назад если: - трудно "увалить" доску и нос зарывается в воду; - хотите иметь хорошую скорость на плоской воде.
Погон стал гораздо короче, чем несколько лет назад, поэтому установка шарнира требует очень тонкой настройки. Буквально несколько сантиметров сдвига влияют на поведение доски. Не ставьте шарнир посреди погона, если на предыдущей доске это вас удовлетворяло. Каждая доска имеет свое оптимальное положение шарнира.

В заключение хочется добавить, что один и тот же комплект можно настроить по-разному. Ну что ж, надеемся, что эти советы помогут вам в освоении виндсерфинга и достижении новых горизонтов катания. А со временем и сами научитесь чувствовать ветер, доску и парус. Удачи всем!!! Мастерство приходит с практикой и опытом. Дерзайте – и у вас всё получится!!!


Источник: 
Использованы материалы статьи "Настройка, оборудование" из журнала "Windsurfing" №2 2000 г. Перевод и обработка С. Гансалес; материалы сайта http://vladwind.ru/


А вот видео, как правильно настроить современный парус "EZZY" 



1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Konstantin комментирует:

Админу ! Перфект и уважуха, очень правильная подборка, к своему сожалению только в этой поездке в Дахаб, узнал для чего два люверса на шкотовом угле паруса (это дырки, где гик привязывается).
Кто то объяснял что это для удобства положения гика, одному показалось, чтобы арабам парус удобней вешать было, ну и прочие фантастические гипотезы .
Оказалось все просто, от Макара : верхний люверс парус закрыт по задней шкаторине слабый ветер
нижний люверс парус открыт сильный ветер.

автор: Konstantin

Отправить комментарий

Последние комментарии

Powered by Disqus