Если вас заинтересовал виндсерфинг, сначала прочитайте страничку "Правда про виндсерфинг" и подумайте- надо ли оно вам.
Если все таки вы решились, тогда звоните: +375 29 2003930; +375 29 2236591 или пишите нам на почту (форма для связи справа в колонке)


Обучение виндсерфингу.
Выезд на виндсерф и кайт споты.
Походы и путешествия.
Горовосхождения
Фрирайд, скитур,
горнолыжные выезды.

Вы можете изменить свою жизнь!
Ведь жизнь начинается за пределами зоны Вашего комфорта.

Положение ножных петель и шарнира на доске


«Маленькие хитрости»: положение ножных петель и шарнира на доске


Проходя начальное обучение, наверняка все задавали инструкторам вопрос «а в какое положение ставить шарнир и ножные петли ?», «от чего это зависит ?» Советы, как правило, «ставьте шарнир посередине», «сдвигайте петли ближе к средней линии доски для комфортного катания». Это хорошо работает для новичков на учебных досках, однако, по мере прогресса в катании, остаются ли эти утверждения универсальными ? Этим вопросом задалась пытливая команда исследователей глубокоуважаемого английского журнала «Доски». Для экспериментов были взяты две, признанные лидерами в предыдущих тестах, фристайл-вэйв доски, объемом 85 литров от двух разных производителей. На них катались с разными положениями петель и шарнира две команды райдеров с примерно одинаковыми навыками в каждой группе и весом от 58 до 85 кг. Выводы оказались с одной стороны предсказуемыми, с другой весьма интересными. Итак:


Положение петель.

В данном исследовании были взяты две доски разных брендов. Дистанция между крайними закладными на них составляла 4см – всего лишь 1.3см между каждой следующей позицией, которых насчитывалось четыре. Это не сильно большой разброс. Некоторые дизайнеры досок предпочитают 5см, используя всего три возможных положения петель, но увеличивая тем самым ощущения от изменений. Многие могут сделать вывод, что вы не почувствуете абсолютно никакой разницы при изменение положения петель, но поверьте, это – одна из самых важных мелочей, которая может повлиять на ваше катание.
Итак, вернёмся к исследованию. Для того, чтобы действительно ощутить разницу, положение петель на испытуемых досках были выставлены на крайних позициях: крайнее переднее положение и крайнее заднее положение. Хотя в целях эксперимента петли также сдвигались и на другие позиции. Предполагается, что положение передней петли больше всего влияет на комфорт и «чистоту» катания, тогда как задняя петля выставляется лишь по желанию ширины ног стойки для персонального комфорта и контроля (особенно при прыжках).
Команда исследователей не была до конца уверенна, что же даст им этот тест и результаты его также не сделали картину яснее. Два райдера, тестирующие доски одного бренда вернулись с выводами, абсолютно противоположными двум другим райдерам, тестирующих доски другого бренда.

Выводы первой двойки о положении петель на досках первого бренда были следующими: 
На самом деле огромная разница! Доска кажется меньше размером, когда петли сдвинуты в крайнее заднее положение. Доска вела себя как классическая вейвовая. Стоило сдвинуть петли вперёд и под ногами оказался фристайл. В условиях сильного ветра ощущения от вейвового положения были гораздо приятнее. Также сильно чувствовалось различия при фордаках – при вейвовом положение всё было гораздо легче и стабильнее, как будто канты вставали в рельсы. При положении петель впереди доска, напротив, зарывалась и райдерам требовалось больше использовать заднюю ногу для поднятии носа доски выше, что в условиях чопа и сильного ветра делало исполнение фордака тяжелым и нестабильным.
Единственное, что предпочли райдеры в петлях в передней позиции – это стойка и движение остро к ветру.

Вторая команда райдеров тестировала доску второго производителя и сделала другие выводы, предпочтя крайнее переднее положение петель.
Доска вела себя крайне норовисто при положении петель сзади и гораздо спокойнее, когда мы сдвинули их вперёд. Во время фордаков работала большая площадь канта, что давало предсказуемость и стабильность. Также сдвиг петель вперёд давал ощущение смены плавника на меньший или ощущение более плоской воды. И это делало доску гораздо более контролируемой во время катания.

Когда райдеры поменялись досками, они вернулись с абсолютно идентичными предыдущим выводами. Эти данные заставили исследователей призадуматься. Положение петель на досках первого бренда изначально предусмотрены на 15мм дальше к корме, нежели на досках второго бренда, в то время как первые ведут себя гораздо лучше при крайнем заднем положении, а вторые при крайнем переднем положении.
Доски этих двух брендов также отличаются своей формой: рокером, клинообразной формой и кантами. Первые доски ведут себя гораздо «ленивее» и спокойнее, нежели «живые» доски второго бренда, которые имеют более клинообразную форму и рокер, что даёт им большую нестабильность и меньший контроль. Поэтому сдвиг петель вперёд на досках второго бренда больше прижимает переднюю часть доски к воде и не даёт корме прыгать из стороны в сторону, что безусловно увеличивает контроль. Доски первого бренда изначально имеют положение кантов в передней части доски ниже и часто следствием этого является преждевременный контакт доски с воой, поэтому сдвиг петель назад сохраняет контроль кормы, одновременно с предотвращением неприятного контакта с чопом.
Но одна вещь, которая была абсолютно ясна – все эти выводы были сделаны в условиях сильного ветра. При более слабом ветре данные различия становятся менее ощутимы, так как вы можете легко приспособить свою стойку к новому положению распределением веса тела между ногами. Но как только ветер и волна становятся сильнее, у вас остаётся всё меньше и меньше возможности играть со стойкой и положение петель становиться всё важнее и важнее.

Выводы. Совершенно ясно, что положение петель на доске сильно влияет на её поведение при катании. Следуя данным особенностям разные бренды предполагают разное положение петель на доске и никто не в состоянии спорить с дизайном. Тем не менее, важен и тот факт, что не существует единой формулы постановки петель, работающей на всех досках – кто-то предпочитает располагать их ближе, кто то дальше.
И единственный совет, который дали нам исследователи: не портите ваш ветреный день, прерывая его на бесконечную перестановку петель, но если вы всё-таки решили попробовать – переставляйте петли лишь в начале вашей очередной каталки и возможно вы действительно удивитесь существенной разнице.

Общие советы о положении ножных петель.

Передвиньте ваши ножные петли больше назад, если:

• У вас уже достаточно опыта и вы хотите более скоростного и «живого» катания.
• Вы не находитесь в «передозе» и вода плоская.
• Вы хотите большую манёвренность и стабильное положение кормы.

Передвиньте ваши ножные петли больше вперёд, если:

• Нос доски слишком сильно поднимается в воздух.
• Вы ощущаете значительную потерю скорости на выходе из фордака.
• Доска становиться норовистой при сильном ветре и вы чувствуете нестабильность в корме.

Ближе и дальше от средней линии.

Большинство досок также имеют возможность изменения положения петель ближе и дальше относительно средней линии доски. Данные положения гораздо более универсальны и протестированы вдоль и поперёк.

Передвиньте ваши ножные петли ближе к средней линии доски, если:

• Ваш опыт катания в петлях не достаточно большой или вы только начинаете осваивать петли.
• Если вы используете доски менее 100л и ищете более лёгкий способ перекантовки доски.
• Если вы катаетесь в стиле фристайл или вейврайдинг.

Передвиньте ваши ножные петли дальше от средней линии доски, если:

• Вы катаетесь на фрирайдовых и слаломных досках и хотите «выжать» из них больше скорости.
• Если вы хотите раньше выходить на глиссирование и контролировать большие доски (с большими плавниками), используя при этом паруса размером больше 6,5.

Положение шарнира.

Исследуя влияние петель на катание, райдеры также экспериментировали с положением шарнира на доске, располагая его в крайней передней, крайней задней позиции и посередине погона. Результаты не дали ничего нового, очередной раз подтвердив тесты, проводимые ранее. Дизайн досок в данном случае не сыграл никакой роли и все райдеры предпочли сдвинуть шарнир немного вперёд по причине сильного ветра.
Итак,

Положение шарнира впереди:

• Больший контроль над доской во время движения.
• Легче и стабильнее карв доски при фордаках и больший импульс на выходе.
• Больше пространства для ног при неглиссирующем режиме.
• Сложнее делать оверштаг.
• Доска становится медленнее и «ленивее».

Положение шарнира сзади:

• Сложнее контролировать доску в сильный ветер.
• Доска становится более «живой» и быстрой.
• Тяжелее ходить остро к ветру.
• Фордак больше ведётся за счёт кормы, что делает дугу короче, но даёт меньше импульса и лёгкости.
• По причине большей площади смачиваемой поверхности впереди, доска кажется больше и легче поддаётся сносу.
• Дуги становятся уже.

Вывод. Большинство досок ведут себя достаточно хорошо при среднем положении шарнира, но это не значит, что не стоит экспериментировать с этим, ведь сдвинуть шарнир совсем не сложная задача! Стоит сдвигать шарнир чуть вперёд при сильном ветре для большего контроля и назад при слабом ветре для большей скорости и «живости». В общем, райдеры располагают шарнир в 135см от кормы на больших досках и 130см на маленьких досках, и относительно этого положения затем вносят небольшие изменения в зависимости от условий катания. Начинать от середины погона не совсем лучший вариант, так как его положение варьируется от доски к доске от производителя к производителю. Если вы всё ещё живёте в 90х и располагаете шарнир в крайне заднем или крайнем переднем положении погона – самое время начать экспериментировать! Конечно, если вы не используете доску 90х годов ☺

Настраиваем ножные петли.

Ножные петли, это не просто «кусок неопрена» — это то, немногое, что связывает виндсерфера с доской. От того как правильно вы их установите, зависит комфортность и безопасность катания.
Как правило, петли настраиваются в зависимости от того, чем вы собираетесь заниматься на воде. Два противоположных примера — это фристайл/вэйв и слалом. Во фристайле и вэйве петли настраиваются почти одинаково, здесь большую роль играет насколько доска маневренна, что нельзя сказать о слаломе — катание на больших скоростях. В зависимости от этих факторов и выстраиваются петли. Чтобы доска была управляемой, катание комфортным и можно было расслабиться, и получать удовольствие.
: превью
Когда мы только учимся глиссировать, нам нужно чтобы доска максимально плоско шла по воде. Это обеспечивает раннее и стабильное глиссирование. В этом случае, а так же, если вы только начали кататься в петлях – устанавливайте их максимально вперед и к центру доски. Если же вы уже уверенно пользуетесь ножными петлями, следуйте следующим, простым, советам:

Положение задних петель:
Если вы катаетесь на фрирайд досках и хотите добиться того, чтобы доска рано выходила на глиссирование – располагайте задние петли (или петлю) так, чтобы их передний край (ближний к корме) располагался примерно (+/— пару сантиметров) на одной линии с передней кромкой плавника (Фото 1, нажмите, чтобы увеличить). Это правило хорошо работает в общем случае, однако здесь есть свои исключения. Если вы катаетесь на фристайл, фристайл-вэйв или вэйв досках, часто заднюю петлю располагают практически над плавником (или плавник сдвигают вперед, если есть такая возможность в случае с использованием US Box системы). В этом случае повышается маневренность доски, но она, в свою очередь, становится сильно чувствительной к давлению на заднюю ногу.
: превью
Положение передних петель:
В «первом» приближение, расстояние (измеренное от центра до центра) между передними и задними петлями, зависит от длины ног серфера. Таким образом расстояние в 57-58 сантиметров будет хорошо работать в большинстве случаев, для тех людей, чей рост составляет 165-185 см. (Фото 2) Для более «тонкой» настройки, можно пользоваться следующими, простыми правилами. Если вы катаетесь на плоской воде и любите небольшой «передоз» – сдвиньте передние петли примерно на 1 позицию назад. Если, катаясь в слабый/средний ветер, вы замечаете, что трудно удержать доску плоско на воде (корма тонет), сдвиньте переднюю (и возможно заднюю) петли на примерно 1 позицию вперед. Если вы любите прыгать – сдвигайте петли на одну-две позиции вперед.

Установка петель ближе к средней линии доски:
Положение петель, близко возле средней линии доски, используется на малых (меньше 110л), вэйв или фристайл-досках (Фото 3а). Такая установка обеспечивает расположение тела больше над доской, что хорошо для фристайл-элементов и катания в волнах. На фрирайд-досках, если ваши пятки касаются воды, когда вы глиссируете или вам трудно поддерживать доску плоско на воде – сдвиньте петли ближе к средней линии доски.

Установка петель ближе к бортам доски:
Если вы, в основном, используете доску для расслабленного катания (фрирайд) – сдвиньте петли больше к краю доски, это поможет вам лучше задавливать борта и поддерживать устойчивость на глиссирование. Особенно это важно в случае если вы используете большие фрирайд-доски с большими плавниками и более «толстыми» бортами. На досках для скоростного катания и слаломных досках — петли смещены максимально к бортам доски — это необходимо, для того чтобы на хорошей скорости задавить борт, не давая доске выпрыгивать (Фото 3b).

Одна или две задних петли:
Большинство досок меньше 110л объемом предназначены для катания в сильный ветер и имеют достаточно узкую корму с одной задней петлей. Если вы катаетесь в условиях чопа, волнах или работаете над фристайлом – используйте одну заднюю петлю (особенно в последних двух случаях). При катание на волнах такая установка позволяет расположить ступню ноги над центром доски и даже загрузить противоположный борт при поворотах (например off-the-lip) и маневрах. Одна задняя петля, также удобна для тех, кто учиться или только начал использовать ножные петли, так как в нее легче «вставать» при таком расположение.: превью
С другой стороны на досках с широкой кормой (особенно больше 100л объемом) довольно тяжело поддерживать баланс и контроль при глиссирование по прямой линии с одной задней петлей. Катание на таких досках, особенно если ваша задача «выжать» максимум скорости, гораздо более комфортно с двумя задними петлями, установленными по бортам доски.

Ножные петли играют огромную роль в управление доской и поддержание ее плоско на воде. Правильное распределение веса между носками и пятками – это ключ к комфортному катанию.
Чтобы помочь доске быстрее выйти на глиссирование и удерживать доску максимально плоско по отношению к воде, необходимо больше загрузить носки стопы. В этом случае, мы как бы «выталкиваем» доску на глиссирование. Если ножные петли настроены не правильно, то доска не будет отвечать на такое давление.
Когда доска находится на глиссирование то, как правило, большую часть времени, чтобы удержать доску плоско и под контролем, носки следует слегка приподнять и повернуть стопу на внешнюю сторону.

В заключение:
Большинство из катающихся настраивают петли два раза в год, перед зимним и летним сезонами. Однако если потратить несколько минут на проверку/настройку петель перед выходом на воду – это окупится с лихвой !


Положение шарнира.


Если вы хотите «выжать» из своего оборудования максимум, повысить комфорт катания, управляемость доски и ранний выход на глиссирование, то стоит уделить несколько минут на настройку положения шарнира, чем просто следовать распространенному: «ставь-по-середине-и-не-парься». Более того, эта «середина» сильно зависит от того, где начинается мачт-погон, а это, в свою очередь, зависит от производителя и типа доски. Поэтому более правильно выставлять шарнир измеряя от кормы доски. Многие производители наносят соответствующие измерения на палубу доски в районе мачт-погона, но даже в этом случае лучше лишний раз их измерить – иногда различия от «эталонного» прототипа до массового производства на тайландской/китайской фабрике довольно существенны.
Итак, приблизительное (грубое) расстояние измеренное от конца кормы до середины шарнира, которое в целом подходит для виндсерферов любого уровня подготовки (за исключением радикальных случаев – кастомных вэйв-досок для катания на 12 метровых волнах и слаломных «монстров» с 12м парусами):

Фрирайд доски 100-160 литров объемом – 135см от кормы;

Фристайл, фривэйв доски объемом 85-100л – 130 см от кормы;

Вэйв доски меньше 85л объемом – 125-127 см от кормы;

Фрирайд доски объемом больше 160 литров, учебные доски – 140 см от кормы;

Доски выпуска до 2000 года (приблизительно) – 140 см от кормы;

Это начальное положение шарнира, «двигаясь» от которого, можно, затем, произвести более «тонкую» настройку под конкретные условия. Конечное положение шарнира может оказаться на несколько сантиметров в ту или иную сторону от первоначального !

В зависимости от условий катания, ваших возможностей, размера паруса, веса серфера и т.д. бывает необходимо произвести корректировку положения шарнира. Вот несколько простых советов, как это сделать правильно.

Первое, с чего хотелось бы начать, это хорошо известное правило, которое, в большинстве случаев, применяют неправильно: «сдвигайте шарнир вперед, если ветер слабый или большой парус и назад если ветер сильный/малый парус». Известный виндсерф-инструктор Питер Харт, в своем видео «Serious about waves», взял интервью у легендарного виндсерфера Ника Бэйкера. Один из вопросов касался положения шарнира. На вопрос: «… так что Ник, если ветер усиливается, ты сдвигаешь шарнир назад ?», Ник ответил: «Нет Питер, вперед !». И вот почему: положение шарнира – это один из ключевых факторов помогающих поддерживать доску плоско на воде и поэтому, вполне естественно, то что вы сдвинете шарнир немного вперед в сильный ветер, чтобы увеличить контроль и немного назад, катаясь на плоской воде с большим парусом, чтобы увеличить скорость !

Итак, сдвигайте шарнир на 1-5 см вперед если:

— нос доски сильно задран вверх, доска неустойчива и сложно удерживать ее на прямом курсе;
— тяжело вывести доску на глиссирование (слабый ветер или сочетание малая доска/большой парус);
— тяжело поддерживать острые курсы на ветер (вырезаться), особенно с малым плавником;
— если вы не очень опытный виндсерфер и часто «перегружаете» заднюю ногу;
— если тонет корма (большой вес серфера или использование черезчур большого паруса для этой доски).

Итак, сдвигайте шарнир на 1-5 см назад если:

— у вас нет проблем с контролем доски и вы хотите увеличить скорость (площадь смачиваемой поверхности уменьшиться, возрастет максимальная скорость);
— чтобы уменьшить радиус поворота на фордаке, сделать его более «радикальным», но обратите внимание на то, чтобы на выходе не было проблем с «тонущей» кормой или спин-аутом;
— вы хотите прыгать, кататься в волнах и совершать различные маневры. Чем ближе шарнир к плавнику, тем «отзывчивей» и маневренней становиться доска;
— во время глиссирования создается ощущение, что нос доски «зарывается»;
— в случае «легковесного» серфера, использующего маленькую «верхушку».





Источник: surf-clinics.ru

Последние комментарии

Powered by Disqus